В России используется только каждая пятая кредитная карта

03 июня 2015

Аналитики Объединенного Кредитного Бюро подсчитали, что только 6,7 млн. кредитных карт из 31,1 млн. выданных банками используются заемщиками. В расчет принимались все активные карты в базе Бюро, сумма ссудной задолженности и сумма минимального платежа по которым составляет не менее 50 рублей.

Такой низкий процент использования карт аналитики связывают с несколькими аспектами. Прежде всего, карты часто выдаются клиентам, которые не испытывают явной потребности в заемных средствах. Это могут быть выдачи карт в местах массового скопления людей (аэропорты, ТЦ и др.), оформление карт клиентам зарплатных проектов или в качестве бонуса при оформлении крупных залоговых кредитов. Также не стоит забывать и о том, что кредитная карта более сложный инструмент, чем тот же кредит наличными, и он требует от заемщика более высокого уровня финансовой грамотности. Не последнюю роль в распространении карт играет невысокий уровень покрытия торговых точек POS-терминалами за пределами городов-миллионников.

После пересмотра банками своих кредитных политик, связанных с мерами ЦБ по охлаждению рынка розничного кредитования, на протяжение всего 2014 г. наблюдалось постепенное снижение количества новых выдач карт. Пик пришелся на январь 2015 г., когда банки практически приостановили кредитование. В последние месяцы рынок кредитных карт начинает оживать, но темпам роста пока далеко до значений прошлого года. Так в апреле 2015 г. было выдано 181,8 тыс. кредитных карт с общим лимитом 7,277 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выдач сократилось в 4,5 раза, а объем в 5,2 раз (в апреле 2014 г. было выдано 814 тыс. шт. на 38 млрд. руб.).  Однако по сравнению с мартом 2015 г. прирост количества выданных карт составил 30%. Средний лимит по новой выданной кредитной карте за год также сократился с 47 до 40 тыс. руб.

Несмотря на значительное снижение количества и объема выдач, карты продолжают увеличивать свое присутствие в кредитных портфелях банков. На их долю приходится 44% от общего количества кредитов (в апреле 2014 – 41%), однако в деньгах эта доля менее существенна и составляет 16% (апрель 2014 – 14%).

Кредитные карты в настоящий момент являются наиболее высокорисковым продуктом с точки зрения роста просроченной задолженности. В настоящий момент объем просроченной задолженности по используемым картам составляет 22,4% (по всем открытым – 11%) или 195 млрд. рублей. Из них 21,6% – невозвратные долги с просрочкой платежей более 90 дней. В деньгах это примерно 188 млрд. рублей. За год просрочка по используемым кредитным картам выросла на 8,6%, при этом рост просроченной задолженности по всему розничному портфелю составил только 2,8%.

Высокий уровень просрочки в этом сегменте обусловлен тем, что в период бурного роста розничного кредитования 2011-2013 гг. банки использовали кредитные карты в качестве инструмента захвата рынка, не учитывая риски этого вида необеспеченных кредитов. Карты распространялись среди заемщиков, о которых банки имели минимум информации. Также особенности механизма погашения долга в этом револьверном продукте требуют от заемщика определенного уровня финансовых знаний.

По словам Ирины Кремлевой, председателя Совета директоров ОКБ: «Кредитные карты – не только наиболее рискованный, но и наиболее сложный в управлении продукт для банка. Когда человек пользуется кредитом наличными у него есть график ежемесячных платежей, которого он должен придерживаться. В случае с картами платежные обязательства у заемщика возникают только в момент, когда карта начинает использоваться. Для банка очень важно вовремя определить, почему у клиента возникла потребность в заемных деньгах, связано ли это с разовой крупной покупкой или, например, со снижением доходов. На данных Сбербанка мы видим, что заемщики стали активнее использовать имеющиеся карты, процент использования карточных лимитов за год увеличился с 33% до 38%.

В этом случае на первый план выходит технология управления установленным лимитом: в зависимости от анализа поведения клиента, основанного на внутренних и внешних источниках информации, банк может в автоматическом режиме увеличивать установленный лимит для хороших клиентов или уменьшать лимит в случае обнаружения у клиентов проблем с выполнением кредитных обязательств».

Вернуться к новостям