Получить кредит без кредитной истории становится все сложнее

17 апреля 2017

Объединенное Кредитное Бюро провело анализ структуры выдач кредитов и ее зависимости от наличия у заемщика кредитной истории на основе данных о 45 млн. граждан с открытыми кредитами.

Доля кредитов, выданных заемщикам без кредитной истории, по итогам 2016 г. снизилась до 19% от общего количества выдач и составила около 5,03 млн шт. В 2015 г. это значение составляло 22% (5,16 млн шт.), а в 2014 г. – 24% (7,34 млн шт.).

Всего за 2016 г. банки выдали 26,5 млн новых кредитов общим объемом около 3,3 трлн руб. Если посмотреть на общую структуру выдач новых кредитов за 2016 год, то видно, что больше всего банки выдали кредитов наличными – 45% от общего количества выдач, доля кредитных карт составила – 30%, доля займов МФО – 11%, доля ипотеки – 2%, доля автокредитов – 1%, на кредиты других типов (POS, кредиты с обеспечением и др.) пришлось 11%. 

Структура выдач новичкам отличается от общего тренда. Наибольшей популярностью среди новичков пользовались кредитные карты – на них в 2016 г. пришлось 48% всех выдач, кредиты наличными –  33%, другие типы кредитов – 12%, займы МФО – 3%, ипотека – 3%, и автокредиты –1%.

Если посмотреть на структуру выдач разрезе каждого продукта, то видно, что чаще всего банки выдают заемщикам без кредитной истории кредитные карты – 31% от всех выдач этого продукта за год, ипотеку – 26% всех выдач за год и автокредиты – 22%. Меньше всего заемщикам без кредитной истории выдавали беззалоговые кредиты наличными – 14% от всех выдач этого продукта и займы МФО – 6% выдач. При этом снижение доли выдач заемщикам без кредитной истории в 2016 г. отмечено по всем видам кредитных продуктов. 

Кредитный продукт 2016 2015 2014
Кредитная карта 31% 35% 32%
Ипотека 26% 30% 33%
Автокредит 22% 25% 31%
Другие типы кредитов 21% 23% 27%
Кредит наличными 14% 15% 19%
Займ МФО 6% 7% 10%

Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро
Данные бюро кредитных историй сегодня остаются ключевым фактором для принятия решений о кредитовании конкретного клиента, несмотря на огромное количество альтернативных источников данных – телекомов, соцсетей, Big Data и др. Именно информация об исполнении клиентом его финансовых обязательств делает его более предсказуемым для кредитора, позволяет максимально объективно оценить его рисковый профиль и принять взвешенное решение о выдаче кредита.

Статистика свидетельствует о том, что банки охотнее выдают кредитным новичкам те виды продуктов, которые имеют залог, например, ипотеку или автокредиты, или продукты, лимитами по которым можно управлять в режиме реального времени, например, кредитные карты. При этом доли выдач высокорисковых беззалоговых продуктов, таких как займы МФО и кредиты наличными, для новичков остаются очень невысокими.  

 

Вернуться к новостям